В тринитарном богословии подчеркивается, что Бог есть любовь, и Он желает излить Свою любовь на творение и ожидает ответной любви. Только свободные существа могут «оценить», воспринять и испытать любовь Бога и сами могут ответить взаимной любовью. Бог, конечно, мог бы создать существ и принудить их к послушанию или даже устроить их так, чтобы у них было сильное желание служить Ему, но это не была бы подлинная любовь.
Грегори Бойд предлагает рассмотреть следующую аналогию. «Представьте себе, что я изобрел микросхему, которая может взаимодействовать с мозгом человека и побуждать человека действовать определенным образом, но сам человек не будет знать об микросхеме и ее действии. Представьте, что я запрограммировал микросхему на поведение «совершенной жены» и имплантировал эту микросхему в мозг своей жены, когда она спала. Утром она просыпается уже как идеальная жена. Теперь она испытывает чувства, говорит и ведет себя как идеальная любящая жена. Кроме того, микросхема устроена так, что жена думает, что все её поведение естественно для нее и является ее выбором, и она искренно любит меня, хотя это вовсе не так» (33).
Затем Бойд задает вопрос «Действительно ли моя жена любит меня?». Ответ Бойда: «Нет!». Действительно «запрограммированная любовь» может внешне, как феномен, выглядеть как настоящая любовь, но ей не хватает одного важного фактора – свободы. Люди не всегда могут увидеть, распознать отсутствие «свободы» в любви, но когда узнают, то часто начинают презирать такую любовь. Подлинная любовь должна предполагать возможность не только любить, но и возможность не любить. Любовь, у которой не было другого выбора вовсе не является любовью. «Предустановленная» любовь превращает человека в некую куклу, а того, кто таким образом вызывает любовь – в «кукловода». Неужели всевидящий Бог был бы доволен «любовью» человека, которая «предустановлена» Самим Богом. Если Бог желает, чтобы Его народ был «невестой», которая по-настоящему любит Его, а не только действует так, как будто любит Его, то Он должен создать людей таким образом, чтобы они были способны как любить, так и не любить Бога (34). Люди должны быть свободными и способными к самоопределению.
Федор Стрижачук
«Логическая проблема зла»